Теория кино

Наиболее продвинутая, академически солидная, богатая выдающимися именами и серьезными трудами область искусствознания — теория кино в своих поисках истины наглядно демонстрирует крах тех концепций, которые строились на вторичных, частных, формальных признаках. Или — на временных свойствах, порой даже технических несовершенствах кинематографа. Такова всеобъемлющая классическая формулировка «великого немого», многочисленные характеристики кино, основанные на черно-белом изображении и отрицающие цвет в кино, который якобы неизбежно должен был превратить кинематограф в иное искусство, лишить экран неповторимой специфики. На самом деле, встречая всякий раз сначала отчаянное сопротивление, каждый следующий технический шаг в кинематографе способствовал новому расцвету киноискусства. После краткого периода «отката» назад, связанного с экспериментами по освоению звука или цвета, кино мощно устремилось вперед обогащенным, обновившим арсенал своего выразительного языка, но оставаясь при этом все тем же — кинематографом. Шедевры сегодняшнего экрана, эти симфонии цвета, звука, изысканнейшего контрапункта звукозрительных образов, догнали, а может быть, в чем-то и перегнали «старшие» искусства по возможностям охвата и глубине отражения действительности. Не доказывают ли они воочию всю ограниченность герметйзма, языка-шифра в искусстве, кастовой поэтики для «посвященных»? А ведь именно со всем этим боялись расстаться адепты «великого немого»: с разработанным до изощренности языком-кодом монтажа, с метафорическим мышлением, с черно-белым аскетическим и аристократическим совершенством формы. До известной степени сходная коллизия возникает через несколько десятилетий в теории телевизионного искусства: специфику голубого экрана попытаются искать как раз в слабостях и несовершенствах телевизионного изображения: в тональной бедности, в скромной световой палитре, малой глубине кадра, наконец, в ограниченных размерах домашнего экрана. Отсюда-то и делались выводы об «электронной графике» ТВ, о принципиальной, непреодолимой, но и не требующей преодоления плоскостности телекадра, о «чуждости живописно-оптической стихии современному графичному телеизображению». Однако, пока теоретики выращивали опытный злак специфики ТВ на делянке черно-белого телеизображения, телевидение быстро и радостно переходило на цвет. И это, естественно, сразу подкосило уже утвердившийся было эстетизм «электронной графики» — цвет вел к поискам новой живописности. Телеэкран увеличивался, а голография вообще снимала вопрос о размере экрана — он мог быть любым. Предписанные знатоками поэтики ТВ крупные планы постепенно начали сочетаться на телеэкране с разнообразными вы-кадровками, инкрустациями, проекциями крупных планов на общие и прочими эффектами хромокея — экран словно бы преодолевал свою малость дроблением себя на множество еще более малых клеточек. С помощью особых пластических композиций,— скажем, «экрана на экране», окна на втором плане кадра с пер-воплановыми человеческими фигурами — художники телевидения добивались иллюзии глубины, перспективы. Не увенчались успехом и попытки установить специфику того или иного технического искусства «от противного» — исходя из того, что ему противопоказано или, наоборот, рекомендовано. Скажем, кинофильму, как считали в 20—30-х годах, возбраняются длинные диалоги, статика фигур в кадре, замкнутое пространство — все это-де «театрально»! А показаны, мол, кинематографу движение, динамика, натура, побеги, погони, бешеная скачка диких коней по прериям. И верно, все это было родной стихией, кровным ландшафтом кино. Но только начиная с немого фильма «Страсти Жанны Д’Арк» Карла Дрейера длинный ряд общепризнанных лент мирового кино блистательно опровергал все запреты: фильмы строились на диалогах (пусть у Дрейера они еще реализовались в тексте надписей), были сняты в замкнутом пространстве интерьера, были статичны, вместе с тем это был истинный, высокий кинематограф. Ибо система ограничений, рекомендаций и рецептов в искусстве (любом, а не только «машинном», техническом) всегда легко опровергается буквально первым удачным практическим решением того, что еще вчера объявлялось невозможным, антиэстетичным.

Метки: , , ,

Так себеПойдетНормальноХорошоЗамечательно
(Голосов пока нет)
Загрузка ... Загрузка ...

Распечатать Распечатать

Статьи в тему

Перевести статью:
Russian flagItalian flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagUkrainian flag
Закладки:
Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong


biber hapı zayıflama kapsülü sayesinde kilo verin

fx15 zayiflama kapsulunu denediniz mi. Fx15 ile kilo verin. fx15 bitkisel zayiflama hapi

kosmodisk biber hapı