Публицистика футуристов

0
Апрель 29, 2009 / Автор: admin / Раздел: Эстетика технического искусства

Отменяя искусство в пользу публицистики, футуристы хотели не просто актуализировать, политизировать, социологизировать художественное произведение, максимально приблизить его к реальности, но отменить его собственную эстетическую суверенность, разрушить его художественность, сделать его тотально синхронным явлением и, следовательно, уничтожить предпосылки для 6ытия, во времени.Отзвук идеи прослушивается в тех концепциях, которые противопоставляют современные СМК и традиционную художественную культуру.СМК, которые в принципе ориентированы на распространение информации в пространстве, то есть по горизонтали, естественно, отдают предпочтение публицистике, тем многочисленным формам, что отвечают ее целям. СМК так же часто отождествляется с публицистикой, как и понятие «литература» — с понятием «художественная литература».В новой оппозиции «СМК — искусство» можно увидеть след былого противоборства публицистики и искусства.Публицистика ориентируется на синхронную коммуникацию, и это делает понятным ее приверженность таким СМК, как радио, печать, телевидение.Искусство привержено по своей природе коммуникации во времени, по вертикали, и это объясняет, почему оно так последовательно борется за свою структурную суверенность: последняя как раз наилучшим образом и сохраняет произведение во времени.Но все это вместе взятое еще не объясняет, почему возникает потребность в той, а не иной ориентации, почему искусство не может ограничиться публицистической функцией, а публицистическое творчество не может не вылиться в художественную деятельность.Разграничить публицистику и искусство по какому-либо одному признаку или совокупности целого ряда признаков в принципе вряд ли возможно. И в первую очередь потому, что нет, пожалуй, ни одного художественного выразительного средства, которое было бы заказано для публицистического произведения, будь то сюжет, метафора, монтаж, мастерство актера и т. д. Должен, видимо, существовать более кардинальный критерий художественности, как, впрочем, и публицистичности. И то обстоятельство, что в рамках новых СМК граница между публицистическими и художественными формами делается все менее уловимой и более подвижной, не отменяет проблемы, а, скорее, обостряет ее. Попробуем подойти к этой проблеме с точки зрения цели, а не результата. Здесь уместно вспомнить об античной культуре, в условиях которой литература впервые специализировалась как художественная литература. Ибо здесь, это хорошо показал С. Аверинцев, наиболее ясно видны исходные мотивы и дальние цели того процесса, который принято обозначать как становление художественной литературы.


Очерковая литература

0
Апрель 23, 2009 / Автор: admin / Раздел: Эстетика технического искусства

Известная противоречивость и некоторая конфликтность интересов искусства и публицистики зависят от того, насколько они совпадают или сталкиваются. На главный пункт столкновения в свое время указал Ф. М. Достоевский. Он рассматривает гипотетический случай: на следующий день после лисабонского землетрясения в местном журнале жители города, пережившие страшное стихийное бедствие, читают нечто подобное: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья…» Очень может быть, полагает Достоевский, что жители Лиссабона весьма неделикатно обошлись бы со своим знаменитым поэтом, и не исключено, что под горячую руку даже казнили бы его… Слишком уж глух поэт оказался к несчастию своего народа, к «колыханию» в недрах земной коры. Вместе с тем, примерно наказав поэта, лет через тридцать, те же лиссабонцы, по предположению Достоевского, возможно, поставят ему памятник: стихи-то сами по себе прекрасны. Их жизнь, их функционирование принципиально диахроничны, как и вообще искусства в целом. Бытование же публицистического произведения принципиально синхронно. В этом суть противоречия между художественным и публицистическим произведением. С формальной стороны оно, в частности, проливает свет на некоторые конфликтные ситуации в культуре. Например, на ту, что была так ярко выражена в статьях Писарева о Пушкине или в походе футуризма против искусства.Вместе с Пушкиным, олицетворяющим классическое искусство, отвергалось само искусство как автономная реальность, которая не могла быть утилизована прямо и непосредственно. Искусство не отвечало требованиям и условиям синхронного функционирования.Достоевский в свою очередь не принимал очерковую литературу, в частности такого видного ее представителя, как Глеб Успенский, по причине аналогичной: эта литература, по его мнению, была недостаточно самостоятельной в отношении отражаемой эмпирической реальности. Степень самостоятельности Достоевский определяет понятием «художественность». Под «художественностью» в данном случае писатель подразумевает не литературное качество произведения, а его структурные особенности, которые делают не властным над ним время.


Карамзин, Свифт и Вольтер

0
Апрель 17, 2009 / Автор: admin / Раздел: Эстетика технического искусства

Еще можно сказать об «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Ее очевидные назидательные, дидактические цели вызывают к жизни драматургические приемы подачи исторического материала. История, таким образом, не просто протоколируется, а драматизируется, отстаивается в сюжет, который становится предметом писательского внимания («Борис Годунов»).У Свифта и Вольтера политический памфлет принимает приключенческую форму, настолько резко выраженную, что «Гулливер» Свифта с утратой злободневной направленности становится чтением для детей.Не только публицистика прибегает к услугам художественных средств, но и, напротив, художественная литература прибегает к приемам, наработанным в практике богатой традициями публицистической деятельности. Так, античная художественная литература эстетически обязана развитой риторике и ораторскому искусству своего времени. Литература нового времени в полной мере испытала значение такого фактора, как публицистическая и информационная активность прессы.Здесь ощущается та же парадоксальная связь, что была обнаружена уже в наши дни теорией ТВ. Искусство и журналистика настолько тесно переплетены, что любая из этих форм творчества может считаться частным проявлением другой. Художественная литература не исключает публицистической деятельности, а публицистика предстает в качестве жанра литературы.Самый насущный, стало быть, вопрос, имеющий непосредственное отношение к становлению художественных и публицистических форм СМК,— вопрос о характере их взаимодействия.


Страница 1 из 212»

biber hapı zayıflama kapsülü sayesinde kilo verin

fx15 zayiflama kapsulunu denediniz mi. Fx15 ile kilo verin. fx15 bitkisel zayiflama hapi

kosmodisk biber hapı